Отправить заявку Написать письмо Карта сайта Версия для печати +7 (495) 774-33-69 English Русский
Ассоль
Вернуться к стандартному виду

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ИЗДЕЛИЙ В САПР «АССОЛЬ»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ИЗДЕЛИЙ В САПР «АССОЛЬ»*
М.В. Андреева, к.т.н., Т.Ю. Холина, к.т.н., К.Г.Андреева, О.А. Немцева, О.Н. Чижик, МФТИ

САПР Ассоль

Данное сообщение является продолжением цикла сообщений о САПР «Ассоль», опубликованных в № 1 — 4 журнала «Швейная промышленность» за 2001 г. 

САПР «Ассоль» разработана в Центре «Прикладные Компьютерные Технологии» Московского Физико-технического института. В предыдущих сообщениях рассматривались различные аспекты конструирования, градации и раскладки лекал в САПР «Ассоль». В сообщении [1] подробно описан процесс проектирования модели с нуля с использованием полуавтоматических команд построения базовых конструкций и конструктивного моделирования. В сообщении [2] рассмотрены вопросы комбинаторного синтеза из типовых и унифицированных элементов и параметрической записи построения моделей посредством сценариев. Сообщение [3] посвящено возможностям работы с лекалами — их созданию, редактированию, вводу с дигитайзера, градации по размерам и ростам. В сообщении [4] описывается возможности интерактивной, полуавтоматической и автоматической раскладки лекал на ткани. В свою очередь, данное сообщение освещает вопросы проектирования внешнего вида изделия без изготовления образцов. Первая часть сообщения посвящена автоматизации создания технических эскизов на стадии разработки технического предложения в САПР «Ассоль». Во второй части рассматриваются возможности автономной программы «Ассоль-Дизайн», которая позволяет создавать на основе эскизов и фотографий виртуальные коллекции с полной иллюзией объема с использованием различных рисунков и фактур материалов.

1. Подсистема «Технический эскиз» в САПР «Ассоль»

В данной подсистеме представлены средства, позволяющие автоматизировать создание технических эскизов (ТЭ), сохранив стиль и требования к созданию проектно-конструкторской документации ТЭ, принятой на конкретном предприятии. Чем точнее ТЭ, тем легче потом выполнить конструирование, согласовать и без искажений воспроизвести в материале изначальный замысел художника. Наибольшую информацию для конструктора дает изображение изделия на фигуре базового размеро-роста в масштабе, в 2-4-х ортогональных проекциях: спереди, сзади, справа и слева (для сложных асимметричных моделей), с соблюдением реальных пропорций, размеров и взаимного расположения всех модельных особенностей. С помощью подсистемы САПР «Ассоль» любой конструктор может быстро и без особых усилий создавать такие эскизы.

При создании ТЭ в САПР «Ассоль» используются методы проектирования, описанные в предыдущих сообщениях. Эскиз (как технический, так и творческий) можно просто нарисовать с применением чертежных средств, ввести с дигитайзера или сканера. Нарисованные или введенные элементы (абрис фигуры, силуэты, детали, конструктивно-декоративные элементы, отдельные линии) используются для комбинаторного синтеза эскизов. Однако наибольшую гибкость, удобство и скорость при создании ТЭ обеспечивает комплексное использование параметрических сценариев в сочетании с комбинаторикой и чертежными средствами. Например, абрис фигуры и силуэт изделия строятся параметрически, часть модельных особенностей наносится с использованием комбинаторного синтеза (типовые элементы), часть — рисуется (фантазийные и редко встречающиеся элементы).

Параметрика

Механизм создания параметрических сценариев построения комплектов лекал изделий подробно описан в сообщении [2]. При создании ТЭ требуется строить абрисы фигур и силуэтов изделий, включающие в себя большое число сложных криволинейных контуров, которые зависят от размерных признаков выбранной фигуры. В этом случае использование записанных сценариев особенно актуально. Например, один раз записав построение ТЭ пиджака с рельефами из проймы на спинке и полочке, можно менять параметры: длину изделия, приталенность, расположение рельефов, расположение и форму карманов  и. т.д., и автоматически получать различные варианты ТЭ пиджака на выбранные фигуры.

В подсистему «Технический эскиз» включены сценарии построения абрисов мужских, женских, детских фигур в трех проекциях: спереди, сзади и слева. Для построения фигуры используется база данных (БД) размерных признаков типовых фигур мужчин, женщин и детей по ОСТ*, в которую также добавлены проекционные размерные признаки. Величины всех размерных признаков можно корректировать с учетом измерений конкретной фигуры, получая в результате ее изображение на ТЭ. При желании любой пользователь достаточно просто и быстро может внести изменение в сценарий построения, например, добавить вид справа или записать свой вариант построения фигур.

В подсистему также включены сценарии построения различных силуэтов изделий (прямой, полуприлегающий, трапеция и т.п.). Силуэты строятся с учетом толщины пакета изделия и с учетом данных о распределении прибавок на свободу (зазоры между контурами фигуры и одежды регулируются через параметры). При формировании графического образа узла пройма-рукав применяется отведение руки фигуры в сторону на различные углы (угол отведения задается как параметр) — с тем, чтобы изобразить данный узел наиболее информативно (в виде гладкой формы без складок).

Предлагаемые файлы сценариев построения силуэтов могут быть дополнены до полного ТЭ изделия путем записи линий членений, контуров воротников, карманов и пр. 

Таким образом на предприятии создается своя уникальная база параметрических ТЭ, которая может постоянно пополняться, в соответствии с требованиям моды и потребностями производства.

Параметрически записанные ТЭ очень удобны для работы с индивидуальным заказчиком, и вообще в тех случаях, когда нужно увидеть, как будет выглядеть проектируемая модель на фигурах различного размера, роста и полноты.

Комбинаторный синтез технического эскиза

Комбинаторный синтез ТЭ из графических элементов, хранящихся в ранее сформированной базе данных (БД) не является чем-то принципиально новым. Данный подход давно применяется при проектировании спецодежды, курток, мужских сорочек.

САПР «Ассоль» содержит средства, позволяющие просто и элегантно решать все вопросы комбинаторного синтеза моделей. Прежде всего, это развитые средства создания базы данных моделей, типовых и унифицированных деталей, сценариев. База данных САПР «Ассоль» строится с применением файловой структуры Windows, позволяющей легко реализовать, а в нужный момент — изменить любую, самую сложную иерархическую структуру БД, а также задавать имена папок и файлов БД любой длины с применением русских символов. Для быстрого поиска необходимой информации в САПР «Ассоль» используются средства поиска и сортировки по ключевым словам и по времени создания модели. А средства предварительного просмотра содержимого файлов чертежей позволяют быстро просматривать БД и выбирать графические элементы по их внешнему виду. Запись новых графических элементов в БД так же является предельно простой и удобной.

Также эффективно в САПР «Ассоль» решаются вопросы гибкой сборки ТЭ при комбинаторном синтезе. Известно, что сборка ТЭ из неизменных по форме и размерам элементов целесообразна только для тех ассортиментных групп, в которых по преимуществу применяются типовые и унифицированные детали и узлы. Сформированный таким образом эскиз не отражает всего разнообразия конструктивных решений, свойственных, например, женскому платью или пальто.

Графические элементы при комбинаторном синтеза в САПР «Ассоль» не являются неизменными. Трансформация любых контуров и деталей при вставке из БД, подробно описанная в сообщении [2], может применяться и при формировании ТЭ. При этом осуществляется автоматическая «подгонка» вставляемых линий к уже построенным элементам ТЭ. Кроме этого любой графический элемент после вставки может быть отредактирован или даже полностью перерисован — чертежными средствами.

Свободное рисование при формировании технического эскиза

Применение чертежных средств при формировании технического эскиза позволяет отображать на нем любые фантазийные элементы, которые нет смысла ни записывать параметрически, ни заносить в БД комбинаторного синтеза из-за их редкой встречаемости (возможно, они присутствуют в одной единственной модели).

При рисовании используются те же команды создания и редактирования линий, что и при конструировании. А при наличии графического планшета с ручкой (в дополнение к мыши) возможно применение специальной команды «Эскиз». С помощью этой команды любые линии — логотипы, узоры вышивки, рукописный текст — рисуются как на бумаге. Если выясняется, что какой-либо фантазийный элемент все же повторяется еще в какой-то модели, можно просто скопировать его из одного эскиза в другой через буфер обмена Windows.

Примеры построения технических эскизов

Рассмотрим подробно процесс создания нескольких технических эскизов для женской одежды.

Выберем фигуру, на которую будет строится ТЭ. Выбор фигуры для построения ТЭ осуществляется так же, как и при конструировании. Фигура выбирается пользователем по трем ведущим размерным признакам из Базы данных типовых фигур, общей для всей системы. Затем вызывается команда параметрического построения, в окне выбора файлов выбирается файл сценария для построения определенного вида фигуры — в данном случае «ЖЕНСКАЯ.SCR». Дальнейшее построение выполняется автоматически. На рис 1, а — представлены результаты построения абриса на фигуры 170-92-96 × 158-100-112.

В том случае, если нужно осуществить построение на конкретную фигуру, в Базе данных фигур выбирается ближайшая типовая фигура, а затем ее размерные признаки корректируются с учетом измерений индивидуальной фигуры, после чего также автоматически строится абрис. На рис. 1, б представлены абрисы двух фигур: типовой и индивидуальной с одинаковыми значениями ведущих размерных признаков 164-96-100. У индивидуальной фигуры по сравнению с типовой увеличены плечевой диаметр и высота линии талии, уменьшена высота груди, изменено значение размерных признаков, характеризующих осанку (положение корпуса, глубина талии I и II).

а) б)

Рис. 1. Пример построения абрисов фигур: а) Две типовые фигуры: 170-92-96 × 158-104-112 б) Типовая и индивидуальная фигуры с одинаковым значением ведущих размерных признаков 170-92-96

После того, как получен абрис фигуры, выбирается файл сценария для построения силуэта изделия. На рис. 2, а представлено два силуэта, построенных с применением сценариев «ПОЛУПРИЛЕГАЮЩИЙ КЛАССИКА.SCR» и «ПРИТАЛЕННЫЙ СКРУГЛЕННОЕ ПЛЕЧО.SCR». Эти два силуэта различаются не только степенью прилегания в области груди, талии, бедер и низа, но также формой плечевой линии и углом отведения рукава до получения гладкой формы под проймой. Первый силуэт — полуприлегающий, с ярко выраженным переходом от прямой линии плеча к отвесно расположенному рукаву; при построении сразу же намечается линия проймы. Второй силуэт — Х-образный со скругленной формой плечевой линии, мягко переходящей в верхний контур наклонно расположенного рукава, что характерно для покроев реглан, цельнокроенный, комбинированный. При таком силуэтном решении пройма может иметь различную конфигурацию и поэтому строится позже.

а) б)

Рис.2. Примеры построения силуэтов изделий: а) силуэты, построенные с использованием двух разных параметрических сценариев б) силуэты построенные с использованием одного и того же сценария, но с разными параметрами построения.

На рис. 2, а приведено два разных силуэта, полученных с применением одного и того же сценария «ПОЛУПРИЛЕГАЮЩИЙ КЛАССИКА.SCR», но с разными параметрами построения. Они различаются по длине изделия (на 25 см), ширине плеча (1.5 см), а также величине зазоров между контурами фигуры и изделия на уровне линии талии, ширине изделия и рукава внизу.

После того, как силуэт построен, осуществляется нанесение модельных линий. На рис.3 модели женских платьев (халатов) построены с использованием комбинаторики. В качестве исходного взят силуэт, полученный при выполнении сценария «ПОЛУПРИЛЕГАЮЩИЙ КЛАССИКА.SCR». Блоки членений, карманов и воротников вставлены командой «Вставить блок». При вставке линий рельефов применено масштабирование. После вставки блоки линий рельефов расчленены на исходные примитивы, нижние концы рельефов удлинены до низа изделия командой «Удлинить», верхние концы — подредактированы ручками для точного совпадения с линиями плеча (проймы). Воротник и карманы вставлены без масштабирования, невидимые линии удалены командами «Стереть» и «Обрезать». Построение ТЭ каждой модели (всех трех видов, на рисунках представлен только вид спереди) заняло порядка 5 минут.

Рис.3 Примеры ТЭ женских платьев, полученных методом комбинаторики. Рис.4 Примеры ТЭ женских платьев, полученных методом свободного рисования.

 

Модели платьев на рис. 4 построены на том же силуэте с использованием свободного рисования. Фигурные линии горловины, низа рукава, линии «годе», драпировки нарисованы с применением команды «Сплайн». Линии обтачек на левой модели получены с помощью команд «Подобие» и «Растянуть в точку». Симметричные элементы построены командой «Зеркало». Для поиска формы линий использовалось также редактирование по точкам — «ручками». Построение ТЭ каждой модели заняло порядка 7 минут.

Рис.5 Пример ТЭ жакета, полученного с использованием параметрического сценария, с нанесенными основными размерами.

 

На рис.5 представлена модель жакета с рукавом реглан и рельефными линиями, переходящими в линию кармана. Модель целиком записана параметрически и включена в подсистему в качестве учебного примера — сценарий «ЖАКЕТ РЕГЛАН.SCR». В данный сценарий включен как фрагмент упомянутый выше сценарий «ПРИТАЛЕННЫЙ СКРУГЛЕННОЕ ПЛЕЧО.SCR», но построения не заканчиваются созданием силуэта, а продолжаются дальше: до получения законченного технического эскиза модели. Данный эскиз мгновенно перестраивается на разные типовые и индивидуальные фигуры. Варьируя параметры построения можно получить целую серию моделей, различающихся габаритными размерами, длиной изделия и рукава, положением рельефов, углом отведения рукава, величиной прогиба линии реглана и пр.

Получение с технического эскиза информации для конструирования

После того, как ТЭ сформирован и утвержден, конструктор анализирует его и начинает строить чертеж конструкции данной модели . При этом с ТЭ может быть получена достаточно полная информация о проектируемой модели. В САПР «Ассоль» имеется развитый инструментарий для измерения расстояний, длин, углов, а также для нанесения этих размеров на рисунок, с тем чтобы их можно было распечатать и включить образмеренный графический документ в комплект проектно-конструкторской документации.

При нанесении размеров на рис.5. использованы команды «Линейный размер» и «Параллельный размер», которые измеряют расстояние по прямой между указанными точками — они позволяют определить общие габаритные размеры изделия. Для более точного измерения длины по криволинейному контуру используются команды «Длина линии», «Расстояние по линии». Результаты точных измерений можно также вывести в табличную форму с помощью команды «Табель мер».

При измерении ТЭ с высокой степенью точности определяются размеры и конфигурации элементов, не претерпевающих проекционных искажений, то есть лежащих в плоскости, параллельной плоскости проекции. Не имеют проекционных искажений, и поэтому непосредственно измеряются на эскизе длины силуэтных линий изделия: на виде спереди — плечевой линии, контуров рукава от верхней и нижней точек оката до линии низа, боковой силуэтной линии изделия; на виде сбоку — длина изделия сзади, от шейной точки до низа и пр. Другие параметры: величина и распределение прибавок к обхватам груди, талии, бедер, ширина изделия по линии низа форма и расположение членений и т.п. могут быть оценены, исходя из измерений на двух проекциях (виде спереди и сбоку) и размерных признаков фигуры.

Например, ширина изделия на уровне груди, талии и бедер; ширина рукава под проймой и внизу могут быть приближенно определены по формуле расчета длины половинной дуги эллипса через измеренную ширину изделия на заданном конструктивном уровне на виде спереди и виде сбоку.

В итоге конструктор получает достаточно полную количественную информацию о проектируемой модели, которая согласуется с художником до разработки лекал и изготовления образца. Конечно, нельзя рассчитывать, что таким образом будут полностью исключены изготовление, примерки и уточнение макетов и опытных образцов, но количество уточнений и переделок, а значит, время на запуск модели в производство, значительно сократится.

Поскольку ТЭ рисуется в натуральную величину, отдельные элементы эскиза — контуры воротника, карманов, некоторые модельные линии могут быть скопированы с эскиза непосредственно в чертеж конструкции.

Подбор колористического решения

После того как технический эскиз сформирован, его можно передать в программу «Ассоль-Дизайн», где осуществляется выбор ткани и оптимальных колористических решений для данной модели. На цветной вклейке приведен вариант закрашивания эскизов, представленных на рис.3. Команда «Закрасить эскиз» передает эскизы в программу «Ассоль-Дизайн» таким образом, что невидимые контуры фигуры убираются, а области закрашивания (каждая из которых соответствует определенной детали изделия) формируются автоматически.

2. Программа «Ассоль-Дизайн»

Сфера применения «Ассоль-Дизайн» весьма разнообразна: выбор материалов при производстве персонифицированной одежды; составление заказов на закупку материалов и фурнитуры на предприятиях (в том числе материалов, выставленных производителями тканей на интернет-сайтах); быстрое создание новых колористических решений в любых отраслях дизайна: одежды, мебели, драпировок, интерьера и т.п.; помощь клиенту в магазинах тканей; создание виртуальных каталогов в Интернете. Программа решает несколько важных задач:

- формирование библиотеки моделей и тканей;
— формирование колористических решений моделей на этапе разработки технического предложения;
— создание виртуальной коллекции моделей с фотореалистическим качеством

 

 

Формирование библиотеки моделей и тканей. Программа «Ассоль-Дизайн» предлагает удобные средства для заполнения и активного использования базы данных моделей и базы данных тканей. «Ассоль-Дизайн» работает с фотографиями моделей и текстурами материалов. Поддержка стандартных форматов графических файлов позволяет использовать ткани, фотографии или эскизы моделей как введенные в компьютер, так и созданные в других компьютерных программах (Paint, Photoshop, Corel Draw, AutoCAD и т.д.). Структура базы данных обеспечивает максимальную гибкость работы в локальных компьютерных сетях и глобальной сети Internet.

Общепринятые способы ввода моделей и образцов тканей в компьютер — через сканер или цифровой фотоаппарат.

Ввод через сканер. Для того, чтобы ввести ткань в компьютер, образец (или фотографию ткани из печатного каталога) сканируют. Ткани с крупным рисунком могут быть отсканированы по частям, а полученные фрагменты совмещены в графическом редакторе. Для ввода модели в компьютер сканируют фотографию или эскиз.

Ввод с использованием цифрового фотоаппарата. Цифровой фотоаппарат позволяет непосредственно сфотографировать образец изделия на фигуре, быстро просмотреть результаты на компьютере (без промежуточных этапов проявки и печати), выбрать наилучший. Для ткани с крупным рисунком, не помещающимся в рабочей области сканера, а также для ткани с явно выраженной фактурой (ворс, букле, мех, ткани с сильным блеском и т.п.) также удобнее пользоваться цифровым фотоаппаратом.

При вводе в базу данных следует добиваться, чтобы на экране компьютера ткань выглядела так же, как вводимый образец. Явные искажения цвета и тона устраняются в графическом редакторе (Photoshop).

Обработка изображений моделей в «Ассоль-Дизайн».

Фотография или эскиз модели выбираются из базы данных, и на них создаются области закрашивания. Каждая область обычно соответствует детали или группе деталей. Области можно объединять в группы, определять порядок следования при закрашивании, отключать и т.д.

Для того чтобы отобразить реальное направление нитей ткани, для каждой области создается объемная сетка. Рисуются основные горизонтальные и вертикальные направляющие (условный уток и основа), по ним автоматически строится сетчатый каркас объемной формы, который пользователь может корректировать. Затем построения сохраняются для дальнейшего использования. Вся процедура обработки изображения занимает 10 — 20 минут.

Следующим этапом является нанесение на модель ткани. Ткань для указанной пользователем области выбирается из базы данных и накладываются на изображение модели строго по сформированной сетке. Наложенные рисунки можно двигать, масштабировать, поворачивать «по косой», регулировать глубину теней — в реальном времени. Можно также наложить гладкокрашенную ткань, выбрав цвет из палитры или захватив любой оттенок с экрана.

Можно создать неограниченное количество колористических решений выбранной модели и записать их в базу данных результатов для дальнейшего использования.

Программа работает в многооконном режиме: на экране одновременно могут отображаться обрабатываемая модель, базы данных тканей, моделей, список рабочих инструментов (меню). Размеры и расположение окон варьируются по желанию пользователя.

Закрашивание эскизов и создание виртуальных коллекций.

Художник, нарисовав один эскиз и введя его в компьютер, может с помощью «Ассоль-дизайн» очень быстро подготовить варианты эскизов модели из разных тканей и предложить их на рассмотрение художественному совету, руководству предприятия или заказчикам — на выбор.

После того, как в экспериментальном цехе изготовлен образец изделия, его можно сфотографировать с разных сторон, и в программе «Ассоль-Дизайн» наложить на полученные фотографии другие рисунки тканей. Таким образом, будет получена целая галерею фотографий модели в различных вариантах тканей. Это позволяет не изготавливать лишних образцов без необходимости.

Полученные результаты могут быть использованы в любых компьютерных программах для создания рекламных или демонстрационных материалов. Таким образом, «Ассоль-Дизайн» дает пользователям возможность издавать каталоги собственных моделей с минимальными затратами, за рекордно короткие сроки.

Моделирование в «Ассоль-Дизайн».

Данная программа не является графическим редактором, то есть она не позволяет рисовать или вставлять новые элементы, редактировать контуры деталей и т.п. Для этого существуют такие программы, как Photoshop.

«Ассоль-Дизайн» дает возможность на имеющейся форме изделия нарисовать декоративные членения деталей и накладывать на получившиеся участки разную ткань. В результате получаются изображения большого количества разных моделей на одной конструктивной основе. Это особенно актуально для мягкой мебели, спортивной одежды, сорочек, детского платья и т.п.

Легкость обучения.

Любой, даже незнакомый с компьютером пользователь может за несколько часов обучится работе с программой. За 20 минут в базу данных вносится любая фотография — будь то модель одежды, предмет мебели или интерьер. Затем за считанные секунды меняется ткань всей модели или отдельных ее частей, добавляются новые элементы. Результаты выглядят как настоящие. Даже зная, что модель была «одета» на компьютере, при взгляде на виртуальную коллекцию, практически невозможно определить оригинал.

«Ассоль-Дизайн» является также эффективным инструментом рекламы, который демонстрирует высокую степень оснащенности вашей организации. Он не просто экономит время, силы, средства, но производит неотразимое впечатление на клиента и поднимает отношения с ним на совершенно новый уровень.

Получить более подробную информацию о САПР «Ассоль» и «Ассоль-Дизайн» и увидеть ее в работе можно в Центре «Прикладные компьютерные технологии» МФТИ. Тел: (095) 408-88-77, 409-93-52, E-mail: info@assol.org.

Официальный партнер Autodesk Яндекс.Метрика © 2001-2009 Центр «АССОЛЬ»