Ордена Отечественной войны 1 степени ОАО «Объединение «Вымпел» — одно из самых старейших и известных швейных предприятий. Предприятие обладает богатыми традициями и высокой культурой производства. Продукция марки «ВЫМПЕЛ» пользуется заслуженным вниманием покупателей . Как удается не только выживать но и активно развиваться в нынешних непростых условиях нашему крупнейшему производителю, рассказывает директор спецпроизводства «Вымпел» Андрей Анатольевич Аверьянов.
- Андрей Анатольевич, расскажите об истории создания «Вымпела».
- Если кратко, то спецпроизводство существует со дня основания объединения — это 1914 год. В 1958 году на базе «Вымпела» было сформировано Специальное Конструкторское Бюро, которое своей задачей имело серийное освоение новых видов военной техники и обеспечение индивидуальной защиты человека и технических средств от различных поражающих факторов.
С конца пятидесятых годов и до начала девяностых спецпроизводство активно участвовало в разработке и обеспечивало серийное производство широкого ассортимента техники и вещевого имущества, включая поставки форменной одежды для кубинской армии, изделий бронезащиты для личного состава МВД КГБ СССР, систем жизнеобеспечения для летчиков ВВС, чехлов для ракетной техники и многого другого.
Предприятие успешно развивалось, но в начале 90-х годов, когда оборонные отрасли оставили практически без госзаказа, у нас он также сократился почти до нуля, и в спецпроизводстве сложилась критическая ситуация.
- А как вышли из сложившейся кризисной ситуации?
- Во многом за счет гражданского ассортимента «Вымпела», который всегда славился и моделированием и конструированием, и качеством изготовления. Руководство объединения направило часть прибылей, получаемых от реализации рыночной продукции, на поддержание спецпроизводства.
Но и сами мы не сидели сложа руки. Нам достаточно быстро удалось найти новые заказы, существенно расширить ассортимент производимой продукции, востребованной покупателем, освоить выпуск изделий так называемого «двойного назначения».
- Какие изделия формируют ассортимент спецпроизводства сегодня?
- Выпускаем костюмы и оборудование для космоса, военно-морского флота, военных летчиков, всего не перечислишь. Наработано большое количество вещевого имущества, в основном по линии МВД.
Наша основная линия — это сложные в техническом плане изделия, которые отрабатываются в достаточно тесном контакте с теми, кто их эксплуатирует. Они получаются не дешевыми, и выпускаем мы их не очень большими партиями, но они конкурентоспособные и по конструкции, и по надежности, и по отдаче в эксплуатации.
- Есть ли у Вас серьезные конкуренты?
- Ну, смотря где. Что касается, допустим, специальной одежды для летчиков, тут у нас конкурентов в России нет, и в ближайшее время не предвидится.
За рубежом мы знаем своих конкурентов в Англии, во Франции, в США, конечно. Но, наши костюмы по характеристикам опережают их аналоги.
За последнее время у нас было сделано много наработок, мы занимали достаточно активную позицию. В результате, не далее как месяц назад выиграли тендер на разработку костюма нового поколения для военных летчиков.
А вот на рынке вещевого ассортимента конкуренция серьезная. Система тендерная, как всегда у нас первый показатель — деньги, кто дешевле продает, тот выигрывает. А мы сидим в центре Москвы со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этих целях пытаемся из Москвы производство вывести, ищем региональных партнеров по бизнесу, находим швейные предприятия, которые выступают у нас как субподрядчики, и им хорошо и нам это выгодно.
- Кто сегодня является основным заказчиком для «Вымпела»?
- Значительная доля выпуска приходится на экспортные поставки — в КНР, Индию, Кубу.
- То есть, «Вымпел» работает сейчас в основном на внешний рынок?
- Получается, что так. К сожалению, там мы пока — что более востребованы, чем на внутреннем рынке. На внешнем рынке и цены совершенно другие. В принципе, за счет этого мы и развиваемся.
- Госзаказ, какую роль сейчас он играет для предприятия?
- Сейчас он относительно небольшой- где-то 15%, но постоянно растет. На следующий год планируем госзаказ раза в три больше, чем в прошлом году.
- Основу любого производства составляют специалисты. Удалось ли сохранить кадры после кризиса?
- Нет, сохранить, в основном, не удалось. Кадровая проблема у нас сейчас очень серьезная.
- Какие причины привели к такому положению?
- Главное — это серьезный экономический спад в начале 90-х годов, предприятие тогда не имело возможности набирать молодежь, не получилось преемственности поколений, были ошибки и в кадровой политики. Но сейчас специалисты к нам идут, какая-то часть задерживается, какую-то часть, правда, у нас сманивают. Но мы тоже не всех оставляем — выбираем.
Гораздо тяжелее спроизводственными рабочими — швеями, клейщицами и др. В производство люди сейчас идти совершенно не хотят, хотя зарплату мы предлагаем на сегодняшний день достойную.
- А как у «Вымпела» с оборудованием, с основными фондами?
- Откровенно говоря, хотелось бы, чтоб было лучше. Вопрос технического перевооружения предприятия в целом стоит очень остро.
Но на месте не стоим — разворачиваем компьютерную сеть, организовали с помощью программного обеспечения «Ассоль» рабочие места на компьютерах — это очень большое дело сделали, а главное средства нашли.
Но вот что получается, если раньше, когда на спецпроизводстве совсем не было компьютеров, не было «Ассоль», и я силой внедрял первый компьютер в СКБ, в принципе, только как интеллектуальную пишущую машинку, то сейчас меня просто разрывают — просят новые рабочие места. Вот насколько это быстро входит в нашу жизнь, становится необходимостью, и насколько это принципиально изменяет работу, в том числе и конструктора, я уже не говорю про человека, который занимается обычной технической документацией, в плане ее содержания, оформления и т.п.
- Что привело к необходимости установки САПР на предприятии?
- Для меня это была необходимость получения гораздо большей отдачи от конструкторов, нежели я получал в то время, когда они конструировали вручную.
- Значит, Вы имели уже какое-то представление о возможностях САПР?
- Да, я представлял, что САПР наиболее прогрессивное на сегодняшний день решение по технологии разработки новых изделий. Тяжело, конечно, но дело стоящее.
- Оправдал ли САПР себя сегодня?
- Те задачи, которые ставились тогда, САПР решил. Хотя на сегодняшний день я вижу, что предела совершенства нет. Аппетиты у нас растут — хочется все больше и больше, разработчики «Ассоль» в этом нас поддерживают. Психология человеческая поменялась. Компьютер сейчас — для конструктора, технолога, разработчика документации самый главный инструмент.
- С какими проблемами столкнулось спецпроизводство при внедрении САПР?
- Самая большая и серьезная проблема — это низкая подготовка персонала. В основном людей после окончания института берем — и сталкиваемся практически с нулевыми знаниями компьютерной техники, тем более опыта работа на САПРе.
- Именно в области конструирования?
- По конструированию еще что-то дают, а вот что касается компьютерных дел, то это просто беда.
- Вы считаете, что подготовка совсем не на должном уровне?
- Я считаю, что в вузе компьютерные дисциплины должны быть основными предметами. В вузах надо давать больше по профилю, быть больше привязанными к промышленности. Эта оторванность от реальных потребностей производства, на ноль сводит всю инженерную подготовку в институте.
- Значит проблема, в основном, кадровая?
- Да, в основном кадры. Конечно, ассортимент у нас сложный, требования очень высокие, поэтому где-то программное обеспечение пришлось разработчикам дорабатывать. Но я с большой благодарностью должен отметить, что по первому нашему требованию специалисты приезжали, принимали необходимые меры, т. е. работа велась на высоком уровне, я имею в виду разработчиков САПР «Ассоль».
- Андрей Анатольевич, а что бы Вы хотели от САПР увидеть в ближайшее время?
- Вопрос достаточно сложный. Реально, сейчас надо охватить полностью компьютерной техникой все предприятие, все процессы. Мы это делаем не только с помощью «Ассоль», дополнительно внедряем программы, касающиеся бухгалтерского учета, программу склад. Завязываем вместе с разработчиками это все в единую сеть.
- Заканчивая нашу беседу, скажите — насколько зависит успех предприятия от руководителя?
- На 100%. Насколько он прав или нет в принятии решений, настолько хорошо развивается предприятие. Плохой руководитель его задушит в одночасье, и тому примеров очень много. Надо разбираться в огромном количестве вопросов, причем, чем лучше, тем ты сильнее. Это финансовая сторона, различные банковские проблемы, налоги и т.д. Я даже скажу, что руководитель должен быть молодым, так как очень сложно перестроится на новые правила, и многие после кризиса не смогли этого сделать. Но мы выбрались и продолжаем свое дело на должном уровне, значит, будем развиваться и дальше.